Интересно, в какой момент человечество перебросило свое внимание с того, что у него находилось под носом — с бытия «здесь и сейчас», с проживания себя — в далекую, светлую и недоступную перспективу будущего?
Может, все дело в развивающих игрушках, когда ребенку вместо круглощекой куклы Настасьи с широко распахнутыми голубыми глазами дали Барби, полную сексуального appeal’a (призыва) и упакованную во взрослую жизнь благодаря одежкам и предметам, идущим в комплекте? Может, уже отсюда (благодаря дополнительному целенаправленному влиянию СМИ, рекламы и всего вокруг) ребенок начинает примерять на себя аспекты взрослой жизни, игнорируя детские игры и виды деятельности (бегать за жуком, делать «секретики», гоняться в казаки-разбойники, лазить по деревьям, читать детские книги)?
А может, это нарушение возникает в школе, когда дети начинают читать литературу «на опережение», получать выверенные кем-то суждения об истории своего народа, которые подаются как однозначно верные, о развитии мира в целом? Пропуская через себя все более и более сложные программы обучения, которые перегружают мозг в ущерб телу и чувствам? Уже в самом начале учебного года их готовят к переходу в следующий класс, ориентируя не на проживание и физическое усвоение текущих знаний, а на экзамен в конце последней четверти. Сегодня школа умудряется держать ученика в страхе и постоянном стрессе образами ОГЭ и ЕГЭ в любом классе. И получается, что вместо проживания своей детской жизни, где он должен постигать окружающий мир и свое место в нем, ребенок становится тотально ориентированным на «успешный успех» себя в будущей, взрослой жизни… А позиция взрослых напоминает известный анекдот про ученых и таракана, которому по очереди отрывали лапы и командовали «беги!»*.
Я помню из личного опыта ситуацию, когда студенты моего коллеги-преподавателя не захотели читать книгу Айрис Мердок «Песчаный замок», мотивируя это тем, что повествование идет о сложных метаниях мужчины сорока лет, а им, семнадцатилетним, это непонятно и недоступно из их опыта. Реакция всех вовлеченных взрослых преподавателей была однозначной: «Отговорки и глупости! «Войну и мир» прочитали в школе и ничего! И здесь могут справиться…»
И только через двадцать лет я поняла, что великая доля правды в том, что они чувствовали, есть. И «Войну и мир» им рано читать было! И Мердок, и многих других авторов!
Конечно же, они взяли эту книгу на семестр…
Продолжение читайте на perfect.one.
Автор: Ольга Рунна